ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (с изменениями на 02.09.2024г.)
Описание образовательной программы
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Образовательная
программа основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения - средней образовательной школы №1 имени
младшего сержанта Айдарова Рустама Руслановича с. Кизляр/далее МБОУ СОШ №1 с.
Кизляр/ разработана в соответствии с
•
Федеральным
законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями и дополнениями;
•
Федеральным
государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №287 с изменениями и
дополнениями (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации №1028 от 27.12.2023г. «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего
образования», приказа Министерства просвещения Российской Федерации №31 от
22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования
и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»);
•
Федеральной
образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения от 18.05.2023 №370 с изменениями и дополнениями
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
№62 от 01.02.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ основного общего образования и среднего общего образования», Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»).
При разработке основной
общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие программы учебных
предметов. В соответствии с пунктом 6.4. статьи 12 Закона «Об образовании в
Российской Федерации) такая учебно-методическая документация не
разрабатывается.
Также при реализации ООП ООО учтены
требования
•
Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"",
•
Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания",
•
Постановления
Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об
утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования».
Приложением к ООП ООО являются
локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и
дополняющие основную образовательную программу.
Разработка и утверждение основной
образовательной программы и приложений к ней регламентируются
законодательством.
Основная
образовательная программа основного общего образования является основным
документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.1.1. Цели
реализации основной образовательной программы основного общего образования
Основное
общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.
Целями
реализации ООП ООО являются:
· организация
учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
· создание
условий для становления и формирования личности обучающегося;
· организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение
поставленных целей реализации ООП ООО предусматривает решение следующих
основных задач:
· формирование
у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
· обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья;
· обеспечение
преемственности основного общего и среднего общего образования;
· достижение
планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья;
· обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования;
· выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
· организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
· участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
· включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного
пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· создание
условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
В
соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не
допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи
66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа
местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования,
обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить
общеобразовательную организацию до получения основного общего
образования. Дальнейшие меры по продолжению освоения несовершеннолетним
образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и
с его согласия по трудоустройству принимает комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную
организацию до получения основного общего образования, и органом местного
самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
1.1.2. Принципы
формирования и механизмы реализации основной образовательной программы
основного общего образования
В
основе разработки основной образовательной программы основного общего
образования лежат следующие принципы и подходы:
· принцип
учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к
целям, содержанию, планируемым результатам
и условиям обучения на уровне основного общего образования;
· принцип
учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной
организации ООП ООО характеризует право получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации
данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
· принцип
учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
· принцип
индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
(законных представителей) обучающегося;
· системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию
на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
· принцип
учета индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
· принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
· принцип
интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной
деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
· принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий.