ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (с изменениями на 02.09.2024г.)
Описание образовательной программы
1.1. Пояснительная
записка.
ООП
СОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а
также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ СОШ №1 с. Кизляр (далее – образовательная
организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного
ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
1.1.1. Целями
реализации ООП СОО являются:
· формирование
российской гражданской идентичности обучающихся;
· воспитание
и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и
общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
· преемственность
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
· организация
учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего
общего образования, отраженных в ФГОС СОО;
· формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе
индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего
образования;
· подготовка
обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору,
продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
· организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
1.1.2. Достижение
поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих
основных задач:
· формирование
у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
· обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
· обеспечение
преемственности основного общего и среднего общего образования;
· достижение
планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
· обеспечение
доступности получения качественного среднего общего образования;
· выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности,
через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной
деятельности;
· организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
· участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
· включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного
пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· создание
условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.3. Принципы
и подходы к формированию ООП СОО:
· принцип
учета ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к
целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
среднего общего образования;
· принцип
учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации
данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
· принцип
учета ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
· принцип
индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося;
· системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· принцип
учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
· принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
· принцип
интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
· принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N
2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021
г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее -
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее -
Санитарно-эпидемиологические требования).
1.1.4. Общая
характеристика основной образовательной программы:
В
соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации образовательная
программа - комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, форм аттестации.
Основная
образовательная программа среднего общего образования соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года №413 и Федеральной образовательной программе среднего
общего образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023
года №371, включает три раздела:
целевой, содержательный и организационный. Структура ООП соответствует
требованиям ФГОС СОО, включает в себя следующие документы:
1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы,
1.3. Система оценки результатов освоения основной
образовательной программы (Мониторинги,
контрольно-измерительные материалы и другие методические материалы вынесены в
Приложение к ООП. Возможно обновление Приложений по необходимости в порядке,
предусмотренном законодательством),
2.
Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий при
получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций
обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности
2.2. Программы отдельных учебных
предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности,
2.3. Рабочая программа воспитания,
2.4.1. Программа коррекционной работы, включающая организацию
работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
(разрабатывается дополнительно при поступлении в образовательную организацию
обучающихся с ОВЗ и инвалидами),
3.
Организационный раздел
3.1. Учебный план,
3.2. План внеурочной деятельности,
3.3. Календарный учебный график,
3.4. Календарный план воспитательной работы,
3.5. Система условий реализации основной образовательной программы
в соответствии с требованиями ФГОС СОО. (Материально-техническая
база, списки педагогических сотрудников, штатное расписание и другие документы,
составляющие систему условий реализации программы, актуализируются ежегодно
перед началом учебного года и являются Приложением к ООП).
Реализация ООП СОО обеспечивает право каждого человека на
образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Программа разработана и реализуется педагогическим
коллективом образовательной организации. При реализации программы используются
педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания.
Каждый педагог имеет право на их выбор, а также имеет право на творческую
инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения
и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Основная
образовательная программа среднего общего образования реализуется
образовательной программой самостоятельно, без привлечения сторонних
организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Обучение по образовательной программе реализуется с учетом
потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной,
очно-заочной или заочной форме.
Обучение в образовательной организации при реализации данной
образовательной программы организовано по 6-дневной учебной неделе.
Общий объем аудиторной нагрузки определяется учебным планом и
за два года обучения составляет не менее 2170 часов и не
более 2516 часов, часы внеурочной деятельности
не входят в аудиторную нагрузку. Объем внеурочной деятельности для обучающихся
при освоении ими программы среднего общего образования определяется планом
внеурочной деятельности.
Региональные,
национальные и этнокультурные особенности народов РФ учтены при разработке
учебного плана и плана внеурочной деятельности. В частности, уроки родного
языка, а также темы в учебных предметах и курсах внеурочной деятельности
предметов и предметных областей «География», «История», «Обществознание»,
«Русский язык», «Литература» и др. Рабочая программа воспитания также содержит
разделы, направленные на предоставление обучающимся исторического, социального опыта поколений россиян, основ
духовно-нравственных культур народов Российской Федерации, общероссийской
светской этики.
Обучение
в образовательной организации на уровне среднего общего образования реализуется
по выбранным профилям (естественно-научный и универсальный). Углубленное
изучение отдельных предметов: химия, биология, обществознание и физика. Выбор
профиля осуществляется по заявлениям обучающихся, формирование учебного плана,
в частности части, формируемой участниками образовательных отношений,
производится путем анкетирования. При выборе обучающимися другого профиля
обучения и при наличии возможностей образовательной организации требуется
внесение изменений в редакцию образовательной программы. Изменения вносятся в
соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее начала
учебного года.
В
целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся по
заявлениям обучающихся (родителей (законных представителей) могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в
порядке, установленном локальным нормативным актом «О
порядке формирования и реализации индивидуальных учебных планов».
1.1.5. Общие
подходы к реализации внеурочной деятельности:
Внеурочная
деятельность в образовательной организации реализуется по направлениям:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное. В формах, указанных в плане внеурочной
деятельности.
Система внеурочной деятельности
включает в себя:
· жизнь
ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и
организаций);
· курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся;
· организационное
обеспечение учебной деятельности;
· систему
воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной
деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени,
гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих
коллективных дел.
Вариативность
содержания внеурочной деятельности определяется профилем обучения, реализуемым
в образовательной организации – естественно-научным
и универсальным.