Основная Образовательная программа ООО на 2022-2023 уч.г. (5 классы)
Описание образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем
образования. Оно направлено на становление и
формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой
культуры межличностного и межэтнического общения,
овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы
предусматривает решение следующих
основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального
общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования, достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося,
формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях,
но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий
для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных
форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы
с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
детей, проявивших выдающиеся
способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в
процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта,
района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
Обучающиеся, не освоившие
программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях
образования.
Основная образовательная программа основного
общего образования, создаваемая образовательной организацией, является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной
и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Принципы формирования и
механизмы реализации основной образовательной
программы основного общего
образования
В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования лежат следующие принципы
и подходы:
- системно-деятельностный подход,
предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие его активной
учебно-познавательной деятельности на основе
освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира личности обучающегося, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей
их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
-
преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по
уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения
качества образования и обеспечения его непрерывности;
- обеспечение
фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;
- принцип единства
учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
- принцип
здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести
вред физическому и психическому здоровью
обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение объема учебной
нагрузки в соответствие с требованиям действующих санитарных правил и
нормативов.
Основная образовательная программа
формируется с учетом особенностей развития
детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом
от способности осуществлять принятие заданной педагогом
и осмысленной цели к овладению
этой учебной деятельностью на уровне основной
школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компо-
нентов, к новой внутренней позиции
обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных
целей, освоение и самостоятельное
осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной
учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
-
с формированием у обучающегося типа мышления, который
ориентирует его на общекультурные образцы,
нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
-
с овладением коммуникативными средствами и способами
организации кооперации, развитием
учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом
подросткового развития - переходом к кризису младшего
подросткового возраста (11
—13 лет, 5—7
классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и
развитие самосознания - представления о том,
что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней
переориентацией подростка с правил
и ограничений, связанных с моралью
послушания, на нормы поведения взрослых.